Среда, 24-Апр-2024, 11:54

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2017 » Июль » 3 » Рабыня своих волос
12:00
Рабыня своих волос

Многим известна печальная судьба прекраснейшей женщины Европы XIX века, императрицы Австро-Венгрии и обладательницы роскошных каштановых волос Элизабет по прозвищу Сисси. Портреты и скульптуры, которые изображают Элизабет в зрелом возрасте, подтверждают, что она до самых последних дней оставалась настоящей красавицей с осиной талией, приятными чертами лица и длинной копной шикарных волос, которыми она по праву гордилась. Но у нее была одна тайна: желая сохранить свою красоту и молодость, с возрастом она стала избегать взглядов других людей, а также перестала позировать перед художниками и фотографами, и оттого многие ее поздние портреты являются лишь приблизительными. Графиня Мария Лариш, племянница Сисси, писала о ней: «Тетя поклоняется своей красоте, как язычник идолу. Созерцание безукоризненности своего тела приносит ей чувство невероятного удовольствия».

Ее длинные волосы стали настоящим культом, и чтобы ухаживать за ними, приходилось иметь целую армию служанок и достаточно терпения: волосы расчесывали не менее пары часов в день перед тем, как уложить их в сложную прическу, что занимало еще столько же времени. «Я стала рабыней моих волос», - признавалась императрица, а ее муж Франц Иосиф настолько обожал волосы своей супруги, что приказал поставить в своем рабочем кабинете в Хофбурге портрет Элизабет с длинными струящимися распущенными локонами. 

Разумеется, даже выйти из комнаты с не уложенными или не заплетенными в косы волосами считалось в то время верхом неприличия, и потому портрет с Элизабет в открытом платье и со свободно струящимися волосами, которые каскадом падали на ее белоснежные плечи, был очень личным и оттого столь дорогим ее мужу. 

С самых ранних лет Элизабет хоть и придерживалась моды, но делала это со свойственным ей стилем и вкусом. Это касалось не только ее роскошных нарядов, но и прически. В 1850-е годы, когда она только прибыла к венскому двору, в моде было гладко расчесывать волосы на ровный пробор и заплетать их в косы у самых ушей, либо зачесывать их назад и убирать в низкий пучок. Сисси предпочитала причесывать свои длинные и густые волосы в косы и пышно укладывать их венцом на затылке. В 1860-х годах мода на прически изменилась, уши больше не закрывали, волосы гладко зачесывали назад и завязывали в тугой пучок или узел, многие использовали шиньоны. Такой расклад совершенно не устраивал Элизабет, которая имела собственные длинные и здоровые локоны и не хотела их скрывать. Вместе со своей парикмахершей она придумывала сложные прически, на которые уходило по много часов в день. Чаще всего она не убирала пышные косы в пучок, а замысловато укладывала их на спине императрицы так, чтобы можно было любоваться всем их великолепием. Именно изобретенная Фанни прическа, украшенная драгоценными звездами, была запечатлена на самом известном портрете Элизабет кисти Франца Ксавера Винтерхальтера. 

В последние годы Элизабет полюбила другую прическу: теперь волосы не оставляли свисать на спину, а укладывали на голове толстой косой в виде короны. 

Помимо каждодневных расчесывание и укладок, роскошную шевелюру императрицы мыли каждые три недели. Сейчас может показаться, что это достаточно редко, но по меркам того времени и для той длины волос, что имела Элизабет, такая частота считалась достаточной. Душ она, как и наши современницы, принимала каждый день. Кроме того, чтобы полностью промыть ее волосы, требовался целый день, и для нее это была настоящая пытка, ведь к концу жизни они почти доходили ей до пяток. 

Разумеется, у императрицы была персональная парикмахерша и помощница – Фанни Ангерер, - которая полностью отвечала за содержание волос Элизабет в надлежащем состоянии и была одним из самых близких и доверенных лиц Сисси. Фанни имела множество секретов, как сохранить красоту прически, и умела развлекать императрицу во время долгих и утомительных процедур. Немногие могли поладить со сложным характером прекрасной Элизабет, но Фанни это удалось, и она стала не только мастерицей по волосам, но и близкой подругой. Свою парикмахершу Сисси нашла в Бургтеатре: придя однажды на спектакль, она была сражена красотой прически примы Эден Габильон и немедленно захотела, чтобы мастерица, создавшая этот шедевр, всегда была под рукой. Фанни Ангерер получала баснословное жалование в 2000 гульденов, с которым могла сравниться зарплата университетских профессоров. Фанни быстро стала поверенной Элизабет, а через брак с благородным Хьюго Фейфаликом вошла в высшее общество и со временем сделалась личным секретарем императрицы. Разумеется, кто же еще может быть столь близок, как не человек, отвечающий за самое главное сокровище?.. Это было непростая задача. 

Так, к числу обязательных мероприятий по уходу за волосами относилась особая маска из коньяка и яичного желтка, которую наносили на волосы при каждом мытье и оставляли на десять минут. А смесь из яблочного уксуса, лимонной воды и крапивы должна была предотвратить секущиеся концы. Для укрепления и стимулирования роста волос использовалась заварка зеленого чая, которая втиралась в корни, в качестве шампуня применялось смесь из яйца и меда. Несмотря на то, что императрица обычно не использовала духи, голову она в обязательном порядке сбрызгивала различными экстрактами: розовый, жасминовым или любимым фиалковым, - все это относилось к обычной процедуре ухода за волосами. 

У Фанни была и еще одна хитрость: к щетке, которой она расчесывала Элизабет, была прикреплена клейкая лента, к которой прилипали выпавшие волосы и затем быстро выбрасывались или прятались в передник, и озабоченной своей красотой императрице показывалась уже чистая щетка с парой оставшихся волосков. Больше всего правительница Австрии боялась увидеть хотя бы один седой волос – он напомнил бы ей о приближающейся старости, а страх перед потерей красоты и здоровья был одним из самых сильных в жизни Сисси. 

Но у роскоши ее длинной каштановой косы были и отрицательные стороны: ее тяжелый вес причинял Элизабет страдания и головные боли. Чтобы дать голове и шее расслабиться, ее служанки регулярно подвешивали шевелюру наверх на лентах, чтобы императрица отдыхала от своего «балласта». Она обожала свои волосы, но в то же время иногда высказывалась о них в том духе, что «они напоминают ей инородное тело на ее голове». Но едва ли она когда-нибудь в жизни отважилась бы их остричь! 

Пока Фанни и ее помощницы занимались волосами императрицы, та не хотела терять время понапрасну – ведь иначе ее день стал бы значительно короче! Чаще всего она использовала эти часы, чтобы заниматься со своими учителями иностранными языками. Как правительница многонациональной империи, она должна была хоть немного говорить на каждом из языков входящих в состав страны народов, и больше всего среди прочих она любила венгерский. Разумеется, тратя по три-четыре часа в день на изучение языка, она быстро его освоила и свободно заговорила. Позже, перед приобретением особняка на Корфу, она начала учить современный и древний греческий. Ее преподаватель, Христоманос, часто присутствовавший при укладке волос, так описывал этот процесс: 
«Позади кресла императрицы стояла парикмахерша в черном платье с длинным шлейфом, спереди был завязан белый передник из тонкого кружева, и она сама была полна внутренним сиянием и чувством уверенности. Она мягко запускала свои белые руки в волосы императрицы, взбивала и аккуратно поднимала прядь наверх, прикасаясь, как к драгоценности. Она захватывала локоны руками и направляла их, потому что они были как ручьи, которые, хотели не струиться, а взмыться в воздух. […] Под конец мастерица должна была показать выпавшие волосы на серебряном подносе. В этот момент взгляды хозяйки и прислужницы пересеклись: императрица смотрела с легким укором, парикмахерша – с чувством вины и угрызением совести». 

Одной из самых частых процедур, которые Элизабет делала со своими волосами (разумеется, не самостоятельно) был так называемый «холодный крем», известный еще со времен древних греков. Изначально его придумал греческий врач Гален во II веке н.э. «Холодный» подразумевает, что этот крем, или кремообразная маска, имеет охлаждающее действие. Основными компонентами являлись вода, пчелиный воск и оливковое масло. Позже вода была заменена глицерином, который добавил крему жирности. Другой любимый императрицей рецепт назывался «Крем Селесты» и состоял из белого воска, спермацета, миндального и кунжутного масла, а также розовой воды. Спермацетом называется подобный воску жир, который располагается в спермацетовом мешке в голове китов, чаще всего кашалотов. В XIX веке спермацет вошел в моду, хоть его добыча была очень дорогой и трудоемкой. В первую очередь он привлекал тем, что не обладал запахом, потому что до него из животных жиров обычно использовалось свиное сало, которое сильно пахло и быстро становилось прогорклым. Разумеется, такие мелочи, как дорогие и редкие ингредиенты мало волновали императрицу Австро-Венгрии. «Холодные крем» также входил в состав защиты от солнца, которой пользовалась Элизабет. Кроме вышеперечисленных ингредиентов крем от солнца содержал цинк и тальк и соответствовал сегодняшнему фактору защиты от солнца 25. Этот крем был настоящим спасением, ведь во времена Элизабет идеалом красоты считалась светлая кожа и благородная бледность. 

Конечно, внимание уделялось не только волосам: прекрасной она должна была быть целиком, от кончиков пальцев и до макушки. К числу рецептов красоты Сисси относились молочные ванны, прикладывание сырого мяса к щекам для румянца и свежести кожи, обливания холодной водой и регулярные спортивные занятия. При ее росте в 172 сантиметра она весила всего 50 килограмм, а талия составляла 50 сантиметров в обхвате. 

И все же самый главный ее страх воплотился в жизнь. Седина приходит с возрастом ко всем, но даже на самых поздних портретах австрийской императрицы, где ей уже больше пятидесяти лет, мы можем видеть благородный каштановый цвет волос. Секрет прост: боящаяся старости Элизабет никому бы не позволила увидеть хоть один седой волос в своей шевелюре, и для этого подкрашивала их смесью индиго и экстракта из ореховой скорлупы во время мытья. Последнее мытье волос произошло в Женеве за 3 дня до смерти. 

До сих пор секрет роскошных волос императрицы Элизабет многим не дает покоя. Ее известнейшую прическу со звездами в волосах многократно пытались воспроизвести, однако редкая девушка в наше время может похвастаться такой пышной шевелюрой, а так же личной парикмахершей и наличием трех часов свободного времени в день только для ухода за волосами. В многочисленных экранизациях фильмов о Сисси мы можем видеть актрис совершенно разного типажа – и худеньких, и пышных, с отличающимися чертами лица, порой совсем не похожими на настоящую императрицу, - но общими остаются волосы, всегда длинные, красиво уложенные, густые и пышущие здоровьем. Необходимым атрибутом являются и украшения-звезды, в который Элизабет позировала для парадного портрета. И хоть сама она их носила крайне редко, а потом и вовсе раздарила фрейлинам, они сопутствуют императрице на протяжении всех фильмов. Более этого, этот образ пошел и дальше: в фильме «Призрак оперы» 2004 года мы видим главную героиню в костюме и с прической, хорошо знакомым по портрету Винтерхальтера. 

 

Просмотров: 419 | Добавил: misspolonskaya2012 | Рейтинг: 0.0/0